Зарождение и развитие транспортного права в России связано с появлением и совершенствованием транспортных путей сообщения еще в Древние времена. Местные особенности и вековые обстоятель­ства истории наложили свою печать на все жизненные проявления народа, населявшего Россию. Плоское пространство, суровый климат, близость к кочующим племенам, от которых надо было защищать пер­вые зачатки своей государственности, а затем и многолетнее монголо-татарское иго, из-под которого Русь медленно освобождалась, - все это сформировало для России образ, в котором быт ее явился в XVI сто­летии. Пути сообщения в это время находились в самом неустроенном состоянии, ужасая иностранцев, приезжавших в Россию. Летом Москва была непроходима из-за грязи и отвратительных дорог. Весной тающие снега превращали поля в болота, а в дождливые периоды лета лужи стояли по дорогам до осени.
Этими обстоятельствами объясняется то, что князья Древней Руси на протяжении многих лет отправлялись в полюдье для сбора дани с подвластных племен в конце осени, а летом по рекам совершали тор­говые поездки. Но русские князья рано начали заботиться об устрой­стве дорог и мостов и вообще о путях сообщения, правда, вначале руководствуясь военными соображениями. В летописи под 1014 годом сказано: «и рече Володимер требите путь и мостите мосты хотяшетьбо на Ярослава ити».
О том, что правительство рано обратило внимание на улучшение путей сообщения, свидетельствуют такие сборы, как мостовщина и перевозы, принадлежность которых к числу самых древнейших торговых пошлин не вызывает сомнения. Именно эти сборы обеспечивали работы по строительству и эксплуатации дорог и мостов. Принятый в 60-е годы XIII века «Устав князя Ярослава о мостех» был посвя­щен организации мощения главных торговых магистралей Новгорода и дорог, ведущих к пристаням и к месту городского торга.

Последнее изменение: среда, 20 февраля 2019, 20:05